+7 (926) 288-50-83 
                   Сделать заказ

Директор департамента надзорной деятельности Юрий Дешевых отметил, что поскольку с момента вступления в силу Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" практически истек год, можно подвести некоторые итоги реализации положений этого документа. Работа, проведенная подразделениями МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, позволила более эффективно проводить государственную политику в области обеспечения пожарной безопасности.

В первую очередь принятие Технического регламента явилось важнейшим звеном в работе по снятию избыточных административных и технических барьеров. Более 150 тысяч требований пожарной безопасности, содержащиеся в 2 000 документах обязательного исполнения, трансформированы в один Федеральный закон, содержащий 1,5 тысячи требований, и чуть более 200 национальных стандартов и сводов правил добровольного применения. Таким образом, количество нормативных документов сокращено почти в 10 раз. С принятием Технического регламента Российская законодательная и нормативная правовая база приведена в соответствие с его положениями.

Если говорить языком цифр, то в настоящее время в развитие этого документа внесены изменения в три федеральных закона - "О пожарной безопасности", Уголовный и Административный кодексы.

Кроме того, подготовлены и введены в действие семь правительственных нормативных правовых актов. Изданы и прошли государственную регистрацию в Минюсте России ряд приказов МЧС России.

"На сегодняшний день мы уже имеем первые результаты применения этого основополагающего законодательного акта в области пожарной безопасности", - отметил Юрий Дешевых.

Техническим регламентом введен ряд новаций. В частности - это требование по размещению пожарных депо в зависимости от времени прибытия первых подразделений к месту пожара.

Реализуя данную норму, построено свыше 300 объектов пожарной охраны. Таким образом, количество прикрытых населенных пунктов возросло до 70%.

Законодательное оформление требований пожарной безопасности об оборудовании автоматическими установками противопожарной защиты объектов различного назначения резко увеличили темпы этой работы на объектах экономики и социальной сферы.

Так количество учреждений социальной защиты, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей с отсутствием или неисправностью систем автоматической пожарной сигнализации сократилось на 72% (с 1557 до 436), систем оповещения людей при пожаре - на 64% (с 1161 до 418), с неудовлетворительным состоянием путей эвакуации - на 58% (с 1793 до 753). Почти в 3 раза (с 926 до 2685) увеличилось количество учреждений, в которых сигнал о срабатывании пожарной сигнализации выведен на пульт подразделения пожарной охраны.

В подтверждение этих цифр есть ряд противоположных примеров, когда успешная работа средств противопожарной защиты предотвратила гибель десятка и сотен человек.

Так, 22 февраля 2010 г. в детском доме №2 г. Владивостока в автоматическом режиме сработала пожарная сигнализация. Эвакуация людей из здания началась до прибытия подразделений пожарной охраны, всего эвакуировано 96 воспитанников и 7 человек обслуживающего персонала. К сожалению, здание огнем уничтожено полностью.

4 марта 2010 г. произошел пожар в здании детской музыкальной школы, в п. Батагай Республики Саха (Якутия). Система противопожарной защиты выполнила свои функции. В результате этого из здания эвакуировано 28 человек. Персонал учебного заведения при пожаре действовал согласно инструкции - приступил к тушению пожара первичными средствами. Пострадавших и погибших нет.

30 марта 2010 г. поступило сообщение о пожаре в специальной коррекционной школе-интернат в г. Вязники Владимирской области.

В результате эффективной работы систем обнаружения и оповещения людей и действий обслуживающего персонала удалось избежать тяжелых последствий. Эвакуировано 159 человек, из них 113 детей.

В целом, за прошлый год спасено более 1,5 тысяч человек.

На сохранение человеческих жизней при пожаре влияет не только техническое оснащение здания системами противопожарной защиты, но и знание руководителя объекта и его персонала о мероприятиях, которые должны выполняться для обеспечения безопасности людей.

Это важнейшее положение. Сегодня декларации подали около 200 тысяч собственников (это более 40 % от общего числа объектов защиты). Таким образом, 200 тысяч лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, владеют информацией о противопожарном состоянии объекта и о мерах, которые необходимо дополнительно принять.

Однако, в обществе складывалось неоднозначное отношение к этой форме подтверждения соответствия. "Ее задача - ознакомить руководителя организации или собственника с существующими требованиями пожарной безопасности, применительно к его объекту и осознано их выполнять", подчеркнул директор Департамента надзорной деятельности МЧС России.

К 1 мая 2010 года показатель подачи деклараций должен составлять 100 %. Со стороны Департамента надзорной деятельности установлен постоянный контроль за ходом данного процесса.

Высокие темпы регистрации деклараций наблюдаются в Южном, Дальневосточном и Центральном региональных центрах. Показатели достигают 60%.

Разъяснительная работа по вопросам применения Технического регламента и проблемам декларирования велась в течение всего прошлого года. В федеральных округах совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей проведены межрегиональные конференции в целях разъяснения требований Технического регламента. Во всех субъектах Российской Федерации состоялись аналогичные конференции и совещания с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, бизнес-сообществ, других региональных структур и руководителями предприятий. Откорректированы учебные программы образовательных учреждений МЧС России.

Всего обучено около миллиона должностных лиц различных предприятий и организаций.

Применение Технического регламента позволило выявить необходимость дальнейшей корректировки правового поля, определяющего порядок осуществления надзорной деятельности.

Сегодня законодательство, защищающее юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора, определяет взаимоотношения между этими субъектами права.

Что касается вопросов контроля за обеспечением пожарной безопасности, то существующая схема не в полном объеме позволяет произвести оценку противопожарного состояния объекта.

Примером может служить 63-этажная башня "Федерация" Московского международного делового центра "Москва - Сити". На первых ее этажах размещаются восемь различных организаций, владеющих на законных основаниях частью площадей. Следующие этажи занимают офисы Внешторгбанка, а на последних этажах располагаются апартаменты, предназначенные для проживания людей.

Следуя букве закона, инспекторы государственного пожарного надзора раз в три года должны проверять исключительно собственника, а не объект. Получается, что проверив первые этажи, инспектор не имеет право проверить вышележащие и наоборот. Учитывая, что элементы системы обеспечения противопожарной защиты данного здания общие для всех этажей, и они охватывают весь объект, то их нарушение в любой точке влияет на противопожарное состояние в целом. Скоординировать в рамках действующего законодательства единовременную проверку всех помещений такого здания не возможно.

В настоящее время МЧС России готовит соответствующие предложения по корректировке законодательства.

Более четкие и конкретные формулировки требований пожарной безопасности, изложенные в Техническом регламенте, позволяют результативно использовать предоставленные пожарному надзору полномочия по пресечению нарушений.

По итогам прошлого года количество поддержанных судами предлагаемых решений о временной приостановке эксплуатации объектов составило 62,1% от общего их числа. Напомню, что совсем недавно этот показатель равнялся всего 37,3%.

К сожалению, в работе по подготовке Технического регламента не удалось избежать недочетов. В настоящее время первоочередными задачами технического регулирования в области пожарной безопасности является в первую очередь - сопровождение процесса согласования законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

На сегодняшний день он прошел установленную законодательством процедуру публичного обсуждения.

Курсы валют

EUR 98.56
USD 91.692
0

 

 

Openstat

On-line консультации

Cпециалисты нашего центра сертификации будут рады помочь Вам получить подробную информацию о сертификации Вашей продукции и ответить на любые интересующие вопросы из области подтверждения соответствия и метрологии.

Контакты

  • 141107, Московская обл., г.Щёлково, ул. Браварская, д. 46/1, офис 10
  • +7 (926) 288-50-83 
  • inform@qgroup.ru
Scroll to top